Надоело злиться? Работа с внутренней агрессией.


Неуправляемая агрессия может быть страшной и вызывать чувство вины после того, как она уже успела что-то разрушить. У меня дома до сих пор есть большая стальная тарелка, которой я, будучи в самой, что ни на есть, ярости, так ударила по столу, что на тарелке до сих пор осталась вмятина. Всё бы ничего, если бы это не была одна из моих любимых тарелок, подаренных мне когда-то дорогим для меня человеком, и если бы я не понимала, что моя реакция была явно чрезмерной.
(Для продолжения нажмите ПОДРОБНЕЕ >>> внизу поста)


По поводу чего я повела себя тогда так эмоционально? Помню только, что это было как-то связано с моими отношениями с мужчиной, с которым я на тот момент встречалась, и что я не могла «достучаться» до него по какому-то важному для меня вопросу. Уверена, что, если бы тогда я знала, как грамотно вести себя в ситуации, в которой испытываешь агрессию, была бы цела и невредима не только та тарелка, но и многие ценные для меня отношения.

Злость с очками

Если злость моя слепая,
Неуклюжая такая,
Все сметает на пути…
Как подход мне к ней найти?

Надо очень постараться
С этой злостью не ругаться.
Надо злость благодарить
И очки ей подарить.

Злость моя мне помогает:
Когда что-то нарушает
То, что ценно для меня, - 
Слепо рвется в бой она.

А когда она с очками,
Мы с ней заняты делами.
Смотрим: злимся  на кого,
Что не так, из-за чего,

Что в нас ценного задето,
Признаемся себе в этом.
После можно выбирать,
Как нам злость ту выражать.

…Точно не возьмем гранату.
Может, скажем адресату,
Иль посуду перебьем…
Если лишнюю найдем[1].

Может быть, пропылесосим,
И на пыль весь гнев свой бросим,
Может быть, в спортзал пойдем,
Выход злости там найдем.

Так теряет власть над нами
Злость, когда она с очками.
Так проходит наш испуг.
Злость с очками – верный друг.

P.S. Года три не бью я кружки…
Злость теперь моя подружка.

В стихотворении «Злость с очками» я фактически описала три шага работы с агрессией, как это происходит в экзистенциальном анализе:
Заметить, что я начинаю злиться на что-то, то есть воспринять саму агрессию как нечто, поднимающееся во мне. Ещё Н.В. Гоголь указывал на это: "А кто уже  узнал, что  в нем есть гнев, тому уже легче."

Увидеть, какую ценность защищает моя агрессия. Мы не злимся на что-то просто так. Мы злимся только в тех случаях, когда затрагивается то, что представляет для нас ценность, что бы это ни было.

Выразить свою агрессию цивилизованно, например, сказать другому о том, что мне не нравится, или, если я не вижу смысла в том, чтобы донести до другого то, что для меня важно, дать выход этой энергии в чём-то другом: спорте, творчестве и пр.  Фактически речь идёт о том, чтобы сделать свою агрессию «зрячей», дать ей очки.

[1] Лично я уже не буду.
Колотить об пол посуду.
Все, что раньше не любила,
Я давно уж перебила.

Текст:  Елена Амбарнова.  Все права защищены. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий