Сели в лужу? Как не бояться ошибок.

Кто из нас не совершал  ошибок? Кто из нас периодически не делает их до сих пор?  Конечно, ошибки, как правило,  не радуют. Тем не менее, страх перед ними тоже имеет свои минусы.

Мне очень нравится, как Альфрид Лэнгле[1] пишет о страхе неудачи.  Он связывает его с часто не осознаваемыми человеком манией успеха и с блокирующим самоконтролем.   
(Для продолжения нажмите ПОДРОБНЕЕ >>> внизу поста)


Со страхом сделать ошибку дело обстоит точно также. Если я очень боюсь ошибиться и очень стараюсь в чём-то, то есть очень хочу достичь в чём-то успеха, то степень моего самоконтроля может стать настолько высокой, что вызовет ошибку, которую я так старался избежать.  Например: я очень хочу хорошо выступить на презентации и настолько боюсь ошибиться, что в итоге забываю, о чём хотела сказать. Или: я так стараюсь красиво и без ошибок написать поздравление в открытке, что у меня дёргается рука, и я невольно перечёркиваю только что написанный текст. 

Как и в любом успехе, в любой ошибке есть такая составляющая, которая от нас не зависит: обстоятельства, стечение условий…  «Божественная канцелярия»,  если хотите. И если мы начинаем ругать себя за ошибки, мы заодно бросаем камни и в её "огород".

Чтобы выйти из замкнутого круга:  ошибка - страх ошибки – ошибка и т.д. может быть достаточно позволить себе ошибку, то есть в какой-то мере заранее принять, что в твоих силах многое, но не всё.


Ужас! Ужас! Ужас!

Все вокруг  бегут куда-то.
Эй! Куда же вы, ребята?
И как вкопанная я.
Так проходит жизнь моя.
Мне бы только разбежаться,
Перестать бы обижаться,
Взять бы в  руки жизнь  свою,
Почему же я стою?

Припев:

Ужас! Ужас! Ужас! Да! Да! Да!
Если сядешь в лужу – не  беда!
Жизни без ошибок не найдешь…
Взлеты без падений стоят грош.

Вместо гонок за  победу
Я завидую  соседу?
Все растут, а я стою,
Да судьбу свою корю?
Нет, ну, если  разобраться,
То и я могу  собраться.
Чтобы знать, куда  бежать,
Научусь соображать…

Припев

Научусь к себе вниманью,
Уваженью, пониманью.
Говорить и «да», и «нет».
Принимать любой ответ.
Над самой собой смеяться
И ошибок не  бояться.
Пусть порою в полный  рост
Путь не  легок и не прост...

Припев

[1]   Лэнгле А. Жизнь наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. – 2-е изд. – М.:Генезис, 2004. – (Теория и практика экзистенциального анализа) - сс. 84-88.

Текст:  Елена Амбарнова.  Все права защищены. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий