Как вернуть себе себя: начните с дневника

Пользу от ведения дневника я осознала не сразу. Началось всё с того, что, следуя рекомендации М. Е. Литвака, я старалась методично уделять время хотя бы краткому описанию основных произошедших со мной за прожитый день событий. Привыкание к ведению дневника, а затем и потребность в этом возникли у меня примерно на третьей-четвёртой неделе ежедневных усилий.
(Для продолжения нажмите ПОДРОБНЕЕ >>> внизу поста)


Я вдруг почувствовала, что мне стало просто необходимо описать мои мысли, чувства, сомнения, переживания, важные встречи. Как будто я должна была обязательно поделиться чем-то очень важным с самым дорогим для меня другом. Кому я писала всё то, что писала? Себе самой. На написанное я могла посмотреть уже с некоторой дистанции. Иногда я сама удивлялась тому, что получалось. Фактически ведение дневника стало для меня одновременно и укреплением в принятии себя, и средством прояснения для себя многих ситуаций, и возможностью поддержать себя, напомнив о собственном же опыте в прошлом…

Существует мнение, что одна из  задач психотерапевта – способствовать тому, чтобы  клиент  написал  свои мемуары и таким  образом  переработал и пережил свои травмы[1]. Эта идея мне  очень запомнилась,  и достаточно долгий период, когда мне почти ничего не хотелось,  единственное, что я еще могла и хотела делать, было ведение дневника. Я просто писала все подряд. Я записывала все, что  приходило в голову, не  редактируя, не  критикуя,  не ругая себя за  открытое проявление  собственных чувств….

Так что, если сначала я напоминала себе о необходимости написать в дневнике хотя бы пару строк, то потом мне самой уже хотелось запечатлеть в дневнике то или иное событие, которое меня взволновало, тронуло, задело, не отпускало… Иногда во время записывания чего-то важного для меня в дневнике к написанной фразе невольно напрашивалась какая-то рифма… Так, именно из дневниковых записей родилось большинство моих стихотворений. Так родилось  и стихотворение про сам дневник.

Дневник

Дневник – от бурь  в  душе моей спаситель.
И  тайн моих  почетнейший хранитель.
Ты крупный персонаж в моей судьбе.
Смотри, уже пишу стихи  тебе.

Видны в тебе, как в зеркале, сомненья,
Ошибки, остановки, рост, движенье,
Признания  в любви – себе самой…
Да ты, дневник, вернул меня домой.

Могу в моменты грусти иль печали
Сложить  слова, чтоб мысли зазвучали.
На первый взгляд  - внезапно, вдруг, опять
Все старое – по-новому понять.

Задать вопрос… и удивить ответом…
Мне  стало чудодейственным советом:
«На пересуды времени не трать.
Веди свою заветную  тетрадь…»

Это стихотворение я зачитываю, когда ко мне обращаются с вопросами, связанными с одиночеством и со стрессом.

Ведение дневника способствует тому, чтобы стать себе самым лучшим другом. Дневник показывает, как я общаюсь с собой, как я к себе отношусь.  Когда я становлюсь хорошим другом для себя, у меня больше шансов построить и поддерживать хорошие отношения с другими людьми.

Анализ и проживание каких-то событий дня с помощью дневника помогает лучше справляться со стрессом. В течение дня, помню, я записывала на разных бумажках какие-то ключевые слова, по которым я потом могла восстановить в памяти и записать в дневнике то, о чём для меня шла речь. Таким образом, несмотря на занятость разными делами, я фактически обещала себе внимательно посмотреть чуть позднее на то, что меня тронуло. Это освобождало моё внимание для решения текущих вопросов, позволяло не выпадать из процесса, и в то же время не обесценивало для меня значимость возникавших у меня чувств и эмоций.        

[1] В частности, написание мемуаров помогло основателю логотерапии - учения о смысле и терапии, направленной на обретение смысла  - Виктору Франклу пережить травмы, полученные в период заключения в концлагере во время Второй мировой войны (Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере/В.Франкл;  Пер. с нем. – М:Альпина нон-фикшн, 2009.–239 с.)

Текст:  Елена Амбарнова.  Все права защищены. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий