Виновата ли я: как отличить настоящую вину от ложной?

Метафора тюрьмы – это описание состояния человека, когда он живёт по правилам, которые за него придумал кто-то другой и которые не согласуются с ним (например, установка, что надо всем нравиться),  либо по своим же, но уже давно устаревшим правилам.  Вероятно, когда-то некоторые выработанные нами защитные механизмы помогли нам выжить (например, из-за одиночества  человек мог принять в детстве решение, что будет заслуживать любовь подарками и послушанием). Однако жить наполненной жизнью в этих оковах невозможно. Расставаться со строгим судьёй внутри себя, со своими старыми «программами» помогает понимание того, что когда-то они выполнили свою важную защитную роль, но теперь от них можно постепенно освобождаться.
(Для продолжения нажмите ПОДРОБНЕЕ >>> внизу поста)




Душа моя, привыкшая винить…

Душа моя, привыкшая винить
Во всем скорей себя, чем сердца друга,
Почувствовала пагубность  недуга,
Поймала ускользающую нить.

Мне стало вдруг понятно, что себя
Спасая ранее от нестерпимой боли,
Чтоб  выжить,  от своей свободной воли
Другим в угоду отказалась я.

И постепенно,  ровно, день за днем
Неспешно стали блекнуть жизни краски,
Друзья мои – иллюзии и сказки –
Создали  мир иной, спокойно в нем.

Но жизнь при этом где-то в стороне,
Проходит  мимо и вперед уходит,
Меня она не ждет и не заводит,
И это все как будто бы во сне.

…И вдруг понять, что так решила я,
Что я сама тюрьму соорудила
И в ту тюрьму себя я посадила,
Так нежно их, мучителей, любя.

Я стала ими, и внутри себя
Строжайшего судью я поселила,
И над собою властью наделила,
Какую только ведает земля.

И вот суровый страж меня растил,
Десятки лет ведя меня куда-то,
Как робкого, безвольного солдата,
И строгостью своей чуть не убил.

…Я расстаюсь с тобой, мой генерал,
Судья, помощник, страж и победитель,
Тиран, защитник,  критик и мучитель!
Ты много дал мне, много и забрал.

Ты научил  бороться до конца,
Но как  врага мне отличить от друга?
Как отличить оружие от  плуга?
Как отличить шпиона от гонца?

Ты научил готовым быть к войне,
Ты обнажил все скрытые угрозы,
Шипы я вижу прежде самой розы,
А как же в мире жить, кто скажет мне?

Я знаю, как ударить, как сразить,
Но как достичь душевного покоя?
Как жить, себя не чувствуя изгоем?
Как, наконец,  себя, других любить?

Не знаю, сколько времени пройдет,
Пока найду я для себя ответы,
Пока привыкну к миру я  и к свету,
Но знаю, что звезда моя взойдет.


Одной из задач развития личности является освобождение от навязываемого ей в различных ситуациях чувства вины и в то же время развитие способности нести ответственность за реально причинённый вред.  Разница между реальной виной (например, я случайно разбила в гостях чашку, или опоздала на встречу со знакомой) и чувством вины (например, я вовремя ухожу с работы или не хочу дарить кому-то подарок по случаю праздника) колоссальна.

В первом случае я могу прожить ответственность (загладить свою вину) и, например, извиниться и купить другую чашку или извиниться и пригласить знакомую в кафе. А во втором случае моей реальной вины нет, потому что я имею право уходить с работы вовремя, и имею право не отдавать то, что принадлежит мне, и что мне не хочется отдавать.

Текст:  Елена Амбарнова.  Все права защищены.

Комментариев нет:

Отправить комментарий