Можно ли постичь смысл? Смотря какой…

Однажды во время отдыха в Турции меня как-то по-особенному впечатлила природа – горы и море.  Я представила себе, сколько поколений людей могли любоваться ими до меня, сколько поколений  будут любоваться ими после… Но в тот конкретный момент времени в том самом месте была я. И эта моя вплетённость в какой-то несоизмеримо больший контекст, это ощущение себя маленькой частицей огромного мира стало для меня большим ресурсом.
(Для продолжения нажмите ПОДРОБНЕЕ >>> внизу поста)











Горы, пережившие столетия…

Горы, пережившие столетия,
И моря, омывшие века…
Мира многогранное соцветие
Знает жизни смысл наверняка.

Все сплелось в причудливом рисунке
Времени, пространства, бытия…
В чьей-то удивительной задумке
Оказались вместе ты и я.

В экзистенциальном анализе разделяют два вида смысла – онтологический и экзистенциальный.  Онтологический смысл – это смысл бытия, смысл жизни, который непостижим для человека. Раньше я часто задавала себе вопрос «Для чего живёт человек?» Это вопрос об онтологическом смысле. Ответ на этот вопрос лежит за гранью нашего понимания.  

Однако для человека является вполне познаваемым экзистенциальный смысл.  Это тот смысл, который ощущается  человеком в  конкретной ситуации, это «наилучшая возможность в данной ситуации». Например, сейчас я пишу эти строки и чувствую, что в этом для меня есть определённый смысл – я пишу о том, что важно для меня, и что, возможно, найдёт отклик у кого-то ещё. 

В приведённом выше стихотворении речь шла об онтологическом смысле. Иногда для иллюстрации онтологического смысла я привожу пример из жизни моего рода. Во время Великой Отечественной Войны один лётчик, приятель моего дедушки - Амбарнова Александра Яковлевича - попросил его уступить ему свой самолёт, чтобы продемонстрировать что-то молодым курсантам. Во время того полета самолет, на котором в тот день мой дедушка уже поднимался в небо семь раз, развалился в воздухе. Приятель моего дедушки погиб, а мой дедушка остался жив. Онтологической смысл той ситуации до сих пор не исчерпан. Вероятно, он продолжает развертываться  здесь и сейчас, когда Вы читаете эти строки.

Природа и непостижимость смысла бытия учат смирению. И тогда вместо того, чтобы упрямо задавать себе вопрос о смысле жизни вообще и своей жизни, в частности, можно в большей мере сконцентрироваться на том, что человек ощущает ценным для себя – на смысле конкретного момента, на наилучшем из возможного здесь и сейчас.

Текст:  Елена Амбарнова.  Все права защищены. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий