Роза с шипами: как разглядеть человека за его защитами

Иногда человека бывает трудно разглядеть за его защитами. Я вспоминаю себя в прошлом, не успевавшую соотнестись с собой, но уже реагировавшую на какую-то ситуацию, и часто не наилучшим образом.

В ситуации недостаточности внутренних ресурсов такого рода автоматические реакции спасают нас от большего ущерба, как выбитые пробки спасают электроприборы и электропроводку при скачках напряжения электроэнергии. И с этой точки зрения, это хорошо, это помогает выжить, когда в чрезмерной для нас ситуации мы уходим от чего-то или чего-то избегаем, проявляем неадекватную ситуации активность, защищаемся агрессией или входим в ступор и прострацию [1].
(Для продолжения нажмите ПОДРОБНЕЕ >>> внизу поста)

В то же время такого рода реакции - это не есть настоящий человек: подлинный, аутентичный, то есть являющийся самим собой. Это вынужденное, а не свободное поведение, важнейшей составляющей которого является способность выбирать, принимать решение. Например, в автоматической реакции ухода меня, т.е. моего решения уйти, нет. И тогда я ухожу, даже если для меня в моей глубине, если бы я только могла в тот момент к ней приблизиться, это неправильно. Или я начинаю отвечать кому-то с агрессией, хотя мне соответствовало бы ответить уважительно по отношению к другому человеку. Просто в этом случае я не успеваю принять решение. Всё происходит помимо меня. Без меня. Тогда где же я? Тогда как же другой может увидеть меня настоящую, подлинную?    

Существует множество самых разных психологических защит. С одной стороны, они спасают нас от чего-то, с другой, они препятствуют тому, чтобы столкнувшись с болью и страданием, мы стали ближе к самим себе.


Как роза красоту свою шипами...

Как роза красоту свою шипами
От мира дерзновенного хранит,
Так душу свою нежную словами
Ты облачаешь в царственный гранит.

И пусть порой спасенье эта маска,
И пусть порой велик самообман,
Я точно знаю: за гранитом  - сказка
И духа безграничный океан.

Хорошая новость состоит в том, что то свободное в нас, что принимает решение, и что в экзистенциальном анализе называется Person, никуда не исчезает, а всегда остаётся при нас. Даже если доступ к этому внутреннему источнику завален чем-то, сам источник никуда не исчезает. Мы просто не можем черпать из него в той мере, в какой могли бы, будь у нас к нему хороший доступ. Мне запомнилась метафора М. Е. Литвака о том, что за штукатуркой находится фреска, и для того, чтобы её увидеть, необходимо убрать штукатурку. Собственно именно этим применительно к человеку и призваны заниматься психология и психотерапия.

[1] Фактически здесь приведены четыре автоматические или копинговые реакции, описываемые в экзистенциальном анализе: уход, активизм, агрессия и рефлекс мнимой смерти.

Текст: Елена Амбарнова. Все права защищены. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий