Мы пройдём через это вместе: помощь в кризисах


Это случилось года два назад. На новость о том, что две 14-летние школьницы покончили жизнь самоубийством, я случайно натолкнулась в Интернете, когда собиралась проверить почту. Мне стало больно и грустно. Я чувствую, что мы все каким-то образом связаны друг с другом. Что должно было произойти, чтобы две симпатичные девчонки решились на такое?… 
(Для продолжения нажмите ПОДРОБНЕЕ >>> внизу поста)


И действительно ли это было их решение – осознанное, прочувствованное, правильное для них, или же это была реакция на непростые жизненные обстоятельства? Первым моим порывом было написать обращение к потенциальным самоубийцам.  Однако мысль «А не покончить ли со всем этим?» может возникнуть у любого человека, когда ему тяжело и он не видит выхода, когда ему нужна поддержка. Я подумала о том, что я как психолог могла бы сказать человеку в такой ситуации, и начала записывать всё, что приходило мне в голову:

«Если сейчас тебе очень больно, больно настолько, что больше нет ни сил, ни желания жить, и кажется, что в этой жизни тебя больше уже совсем ничто не держит, помоги мне, прочитай моё обращение к тебе.  Хотя бы для того, чтобы убедиться в окончательности своего решения.

Если после прочтения этих строк ты решишь всё же изъять себя из жизни, если ты решишь не давать ей больше никаких шансов,  если для тебя это будет правильно – я с уважением отнесусь к твоему решению. Ты имеешь на это право. Я просто хочу убедиться, что это твоё решение. Возможно, это даже покажется тебе эгоистичным с моей стороны, но я хочу успокоить себя тем, что ты действительно знаешь, что делаешь, что тебя больше действительно ничто и никто не держат в этой жизни, и что я со своей стороны сделала всё, что могла. 

Однако если ты хотя бы на секунду усомнишься в правильности того, что собирался сделать, я поддержу тебя, потому что мне не всё равно, как ты распорядишься своей жизнью. Мне не всё равно. Я верю, что твоей душе очень больно. Я верю, что в твоей жизни было много страданий. Однако, возможно, у жизни есть для тебя и что-то хорошее?» Из этого родилось стихотворение:

Мы пройдём через это вместе…

Мы пройдём через это вместе:
Через линии невозврата,
Через поиски виноватых,
Через ужас и боль утраты…
Я с тобою пройду весь путь.
     Если топчешься ты на месте,
     Потому что закрылись двери,
     Потому что кругом – потери,
     Потому что уже не веришь,  -
     Мы придумаем что-нибудь.

Я останусь с тобою рядом.
Пережить безнадёжность скуки,
Пережить нестерпимость муки,
Пережить холода разлуки
Сможешь ты, вопреки всему.
     Где-то словом, а где-то взглядом,  -
     Пусть с тобою пройду как тень я,
     Пусть оставлю тебе сомненья,
     Пусть не сразу найдёшь решенье,
     Лишь утешить тебя могу.

Дав пространство своей печали,
Отпуская свои старанья,
Отпуская себя в страданье,
Отпуская мечты, желанья,
Вновь навстречу любви шагнёшь.
     Ты откроешь иные дали:
     Где рассеются все туманы,
     Где залечатся сердца раны,
     Где у жизни свои есть планы
     На тебя…

Мы пройдём через это вместе…


Иногда в трудной ситуации человеку не хватает простого человеческого участия: не навязчивого стремления «довести до просветления», не критичных нравоучений по принципу «а ведь тебя  предупреждали», а простого присутствия доброжелательного по отношению к нему человека. Это помогает выдержать и принять ситуацию, чтобы потом, возможно, суметь с ней что-то сделать. 

В конечном итоге это стихотворение стало для меня описанием того, что делает психолог при сопровождении клиента в любой кризисной ситуации:  принимает случившееся вместе с клиентом, помогает пережить это и связывает происходящее с большим контекстом, где случившееся может быть важной вехой на жизненном пути клиента.

Этим  стихотворением мне удаётся поддержать себя, когда мне это необходимо. Это стихотворение я читаю или даю почитать дорогим мне людям, чтобы поддержать их.  Оно стало знаковым для меня, потому что выражает то, как именно я могу пройти через что-то вместе — в отношениях с собой и в диалоге с миром.  

Текст:  Елена Амбарнова.  Все права защищены.